Житие Александра Куштского

Житие Александра Куштского
Житие Александра Куштского – памятник русской агиографии XVI в. (датировка В. О. Ключевского). Судя по знанию ряда мелочей, Ж. написано монахом основанного Александром Куштского монастыря. Как ясно из Ж., Александр (17 марта 1371 г.– 9 июня 1439 г.) был уроженцем Вологды, звался Алексей, юношей явился в Спасо-Каменный монастырь на острове на Кубенском озере, тамошний игумен Дионисий постриг его и отдал в послушание старцу. Спустя много лет Александр, ища уединения, вышел из монастыря и поселился в лесном и болотистом месте Сянжема. По причине близости мирских поселений он ушел и оттуда – за восемьдесят «поприщ» на север в труднодоступные места на реке Кушта, в двух «поприщах» к востоку от Кубенского озера, где, как он слышал, подвизался другой отшельник, Евфимий. Тот уступил ему свою келью, а сам отправился на покинутую Александром Сянжему и воздвиг там церковь Покрова Богородицы и монастырь. Александр какое-то время жил один, копая мотыгой землю и сея яровой хлеб, потом пять лет прожил с пришедшим к нему старцем, после чего появился и третий. Сходив в Ростов к епископу Дионисию, бывшему игумену Спасо-Каменного монастыря, некогда его постригшему, Александр возвратился с благословением и всем потребным «на устроение пустынное» и воздвиг – неподалеку от первоначальной кельи Евфимия – церковь Успения Богородицы. Князь Дмитрий Ярославский, владелец тамошних мест, дал ему средства «на созидание обители», а княгиня Мария стала посылать в нее продовольствие. Во время татарского набега на тамошние села пять татар явились в монастырь, но осененные рукой игумена крестом пали на землю как мертвые. Через несколько часов игумен «возбуди» их, и они «поидоша путем своим, славяще и хваляще милости святаго». Оставшаяся вдовой княгиня Мария, посетив однажды монастырь, нечаянно увидела Александра, читающего псалмы обнаженным «до персей», причем «ядаху святаго комары и угре». Заметив ее, «преподобный озлобися на ню, занеже бо бе пресече ему молитву». В другой раз Александр предсказал княгине смерть через двадцать дней. Есть в Ж. эпизод, характеризующий отношение Александра к ворам. В тот год урожай был хорошим, «делатели», сгребя на гумне пшеницу в кучу, ушли «почивати», и на гумно явился вор-поселянин. Он набил пшеницей мешок, но не смог его поднять. Тут он услышал вопрос игумена: «Почто, чадо, не по силе взял еси?» Игумен посоветовал ему отсыпать. Испуганный вор, и отсыпав, не смог поднять мешок. Игумен «еще усыпати повеле», так что «мало остася», но и тогда тот «невозможе подняти». Лишь когда Александр Куштский простил его и велел больше так не делать, тот легко поднял мешок и, пообещав впредь не воровать и поблагодарив Александра, ушел «в дом свой». Перед смертью Александр повелел своей братии, Савватию и Симеону, воздвигнуть церковь во имя Николая Чудотворца и указал место, где ее построить. Ж. описывает внешность Александра – человека среднего роста, «излише» сухого, круглолицего, со спокойными («тихими») глазами, круглой бородой по грудь, с темно-русыми, наполовину седыми волосами. Погребен он был на указанном им месте южнее алтаря церкви Успения. Из его могилы выросла рябина. В один из праздников Успения оставленный без надзора некий «детищ» соседей-поселян отломал у этой рябины ветку, после чего рука его отекла и стала сильно болеть. Лишь когда его родители, через несколько дней явившись вновь в монастырь, помолились и приложились к гробу игумена-основателя, рука мальчика выздоровела. Это было первое чудо преподобного Александра Куштского. Оно побудило с благоговением относиться к надгробной рябине и брать ее «ягодичие» «на исцеление недугов». После рассказа об этом первом чуде в Ж. говорится о ночном пожаре 7027 (1519) г., когда сгорели оба храма. Большинство посмертных чудес Александра – это исцеление приводимых к нему из окрестных деревень больных, преимущественно (в 13 случаях из 20) бесноватых. При этом называются имена больных или их родных, указываются «веси», их расстояние от обители. В одном из этих случаев Александр опять предстает нетерпимым к воровству хозяином: он явился во сне беснующемуся Мануилу и сказал: «...есть у тебе в дому седло монастырское, и ты его отдай в дом мой, понеже то седло украдено бысть в пустыни». Бывшее прежде последним девятнадцатое чудо в отличие от остальных датировано, причем не только указан год – 7027 (1519), – но и сказано, что это было «при державе в православии изрядно сиятельного царя нашего и великого князя Иоанна Васильевича Московскаго и всея России, и при благоверных сынех его царевичах князе Иоанне Иоанновиче и князе Феодоре Иоанновиче». Очевидно, на этом основании В. О. Ключевский считал, что Ж. написано во времена царя Иоанна. В некоторых списках к этим чудесам приписано последнее, двадцатое, датированное 7181 (1673) г. Списки Ж. не часты (XVII–XIX вв.). Под 9 июня оно включено в Тулуповские и Милютинские Четии Минеи. В Тулуповских Минеях и некоторых других списках сопровождается Похвальным словом Александру Куштскому. Существует также (см., например, список ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 624 (156), Трефолой русским святым, конец XVI – начало XVII в., л. 467) Служба Александру, примечательная тем, что тропари ее канона начинаются теми же словами, что и их ирмосы. Весь этот комплекс памятников не издан. Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 300; Барсуков. Источники агиографии, стб. 16–17; Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1894, с. 353–365.
Г. М. Прохоров

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Житие Александра Куштского" в других словарях:

  • Житие Иоасафа Каменского — – литературный памятник, созданный, по Н. П. Барсукову и И. Некрасову, в конце XV в., а по В. О. Ключевскому не ранее 1547 г. и посвященный местно чтимому святому вологодского края. В научной литературе (Н. Коноплев, Н. П. Барсуков, А.… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА — раздел христианской лит ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей. В качестве синонима Ж. л. в совр. отечественной… …   Православная энциклопедия

  • Русская литература XVI века — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Содержание …   Википедия

  • ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН — († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3 ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых), игумены Спасо Евфимиева Сянжемского монастыря в честь Вознесения Господня,… …   Православная энциклопедия

  • ВОЛОГОДСКАЯ И ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ ЕПАРХИЯ — РПЦ, преемственно связана с учрежденной в 1383 г. Пермской епархией, центром к рой являлся Усть Вым (совр. с. Усть Вымь в Усть Вымском р не Республики Коми), выделенной из Ростовской и Новгородской епархий. С 1492 г. Великопермская и Вологодская …   Православная энциклопедия

  • Герд, Александр Сергеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Герд. Александр Сергеевич Герд Дата рождения: 23 июня 1936(1936 06 23) (76 лет) Научная сфера …   Википедия

  • ЖИТИЙНАЯ ИКОНА — Вмц. Марина, с житием. Икона. Кон. XII в.? (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия) Вмц. Марина, с житием. Икона. Кон. XII в.? (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия) название… …   Православная энциклопедия

  • АЛЕКСАНДРОВ КУШТСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — находился на правом берегу р. Кушты в Закуштской волости Кадниковского у. Вологодской губ. Источником сведений об основании А. К. м. является житие прп. Александра Куштского, составленное насельником обители (XVI в.), а также «Сказание о Спасо… …   Православная энциклопедия

  • ДИМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ — († ранее 13.06.1436, г. Устюг), св. (пам. в 3 ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых), кн. заозерский, 4 й сын ярославского кн. Василия Васильевича, отец прп. Иоасафа Каменского. Основные сведения о Д. В. сохранились в Типографской …   Православная энциклопедия

  • Дмитрий Васильевич (князь заозерский) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Дмитрий Васильевич. Расширение Московского княжества в 1300 1462 годах. Заозерье вверху. Дмитрий Васильевич прозв …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»